Человеческая память несовершенна: то, что не записано, неизбежно теряется и искажается. Только архивы(в том числе личные) и библиотеки бережно сохраняют подлинные слова наших предков.
Бумажные архивы (даже в наш век всеобщей оцифровки) есть почти у всех. Мы храним документы, семейные письма, старые фотографии, рассказы, которые передаются из поколения в поколение. И это - тоже история. Я бы даже сказала, душа истории.
В нашу библиотеку из одного личного архива попал необычный документ - старая ученическая тетрадь в линейку, черновик к сочинению о герои Великой Отечественной войны. Её принесла Лариса Александровна Краснова.
В далеком 1965 году ребята из сызранской школы №15 получили задание - написать сочинение о погибшем участнике войны, который учился раньше здесь. Подруги Лариса Нестерова и Татьяна Максимова стали обходить соседей. Они встретились с Ксенией Лукьяновной Рящиковой и выслушали её рассказ о сыне Александре, который они записали в тетрадь.
Вчитываясь в строки написанные чернилами, мы знакомимся с нашим земляком. Каким же он был, Александр Рящиков?
Его называли Шуриком. Он ничем не отличался от своих одноклассников, обычных мальчишек сороковых годов. Был настоящим волжанином - любил нашу великую реку и каждую свободную минуту проводил с друзьями на её берегах. Хорошо плавал сажёнками наперегонки с мальчишками и часто побеждал. Хотел поступать в мореходное училище. Не раз по этому поводу спорил с лучшим другом Петей Акуловым.
- Петь, пойдем в мореходку? В Ленинград, вот было бы здорово!
- А летать бы тоже неплохо.
- Нет, моряками лучше.
Саша любил выпиливать.По черчению у него всегда была пятёрка. Сам мастерил мебель: сделал шкаф, табуретку, стол (в тетради есть запись: "...и сейчас целы").
Как все ребята, Саша увлекался спортом. Когда проходили соревнования по стрельбе, в школе были уверены - первое место будет у Рящикова.
Но началась война. Десятый класс Шурик окончил в 1942 году. После школы работал на комбайновом заводе токарем. 26 августа 1942 года получил повестку о том, что зачислен в ряды Красной Армии.
А там- опять учеба, в Куйбышеве. Короткие весточки домой: "Жив, здоров, учусь. Скоро буду командиром-наводчиком тяжелых орудий".
Даже в то военное время не расставался с мечтой об учебе в Ленинградском мореходном училище. Саша писал своей младшей сестренке: "Диночка, сбереги мои книги. Кончится война - буду учиться"
Но учиться ему не пришлось. Родители получили извещение: "Ваш сын, красноармеец Рящиков Александр Михайлович. Уроженец Куйбышевской области г. Сызрани. В боях за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 6 июля 1943 года. Похоронен ст. Поныри Курской области".
Сорок третий год. Станция Поныри. Это же знаменитая Курская дуга. Там с и сложил голову девятнадцатилетний Саша Рящиков.
С пожелтевших страниц звучит простой, душевный рассказ матери о сыне: "Скромный такой, вежливый, даже сама удивлюсь. Помню, очереди за хлебом в войну были. Люди-то все вперед лезут. А он все стоит и никогда не старается пройти без очереди. И не ругай его, не бей. Скажи ему - все сделает как сказано. Вот курить в десятом классе начал. Я ему и говорю: "Шурик, время-то какое тяжелое, а ты этим баловством занялся". Он и бросил, потом даже папироски в руки не брал". Ксения Лукьяновна отдала девочкам Сашин аттестат об окончании школы.
Мы попытались найти дополнительные сведения об Александре Рящикове.
Оказалось, что он упоминается в Книге Памяти - том 13, стр. 239. Есть о нем сведения на сайте "Мемориал"- листок со страшным заголовком "Информация о безвозвратных потерях". На сайте "Память народа" в разделе "Воинские захоронения" есть информация о месте захоронения Александра Рящикова - "Поныри. Памятник воинам-саперам. Братская могила".
Но это - скупые официальные строки. И только со страниц старой ученической тетради встает живой образ молодого человека, отдавшего жизнь за наше светлое будущее.
Не знаю, живы ли его родные и друзья. Но мы помним нашего земляка Сашу Рящикова благодаря Ларисе Александровне, сохранившей школьную тетрадь.
В нашей библиотеке проходят мероприятия по материалам, собранным сызранскими школьницами более пятидесяти лет назад. А сама старая тетрадь стала настоящим историческим документом, осколком времени. Именно из таких осколком и складывается зеркало истории.
М. Тюрина, библиотекарь филиала №18 МБУ "Централизованная библиотечная система городского округа Сызрань", Самарская область, Россия.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!