Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна!
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Несовместимы дети и война!
М. Садовский
Дети и война… Какое страшное сочетание! По данным Государственного архива Волгоградской области, до начала Великой Отечественной войны в нашей области проживали194 300 детей. Из них угнали в Германию 1940 человек, 431 ребенок погиб от бомбежки, расстреляли 207 детей. В этом печальном списке – десять ребят из казачьего хутора Вербовка Калачевского района. Им, «маленьким героям большой войны», моим землякам, посвятил свою документальную повесть «Босоногий гарнизон» Виктор Николаевич Дроботов.
Мы привыкли к тому, что на войне сражаются взрослые мужчины и женщины, а здесь – дети: самому младшему, Манжину Семену, всего 9 лет, его командиру, Тимонину Аксену, не было и пятнадцати. Я старше их, но ощущаю себя слабой и беспомощной, когда представляю, что в мой дом входит враг, что в любой момент меня или моих близких могут угнать в рабство или убить. Двадцать ребят из хутора Вербовка своим подвигом доказали, что ненависть к врагу и любовь к Родине, стойкость и мужество не зависят от возраста.
Читая книгу волгоградского писателя Виктора Николаевича Дроботова, еще не видя фотографий героев, я пыталась представить себе таких разных братьев Тимониных. Старший Аксен – любознательный, напористый малый, любящий книги, увлекающийся моделями самолетов. Тимошка – младший, «родительская беда»: и учится плохо, и первый забияка, мастер на проделки. Война заставит их, как и других мальчишек, забыть детские забавы, научит тушить зажигательные бомбы, оказывать первую помощь раненым. Но пока бои гремели далеко от Дона, эти занятия были похожи на игру, а теперь вражеские солдаты по-хозяйски расхаживают по хутору, отбирают скот, зерно, устанавливают «немецкий порядок».
Могут ли дети стать серьезным противником? Оказывается, могут! Аксен, изучивший воинский устав, организовывает из ребят партизанский отряд без помощи взрослых. Он не доверился даже отцу, хотя, наверное, ему было очень трудно принимать решения. И вскоре хуторяне рассказывают друг другу о налете на немецкую почту, похищении мешков с ценными документами и письмами. Ходят слухи о ловкости партизан, очистивших склад с продуктами, о краже винтовок. В открытом бою «гарнизон» Аксена не выстоял бы против солдат вермахта, но Тимонину очень пригодились советы спасенного ребятами советского офицера: «Взрывать бы склады надо, уничтожать машины, но вы не сможете сделать этого. А вот в страхе держать их, это вам под силу. И это очень здорово. Пусть думают, что действуют настоящие партизаны. Пусть нервничают. На войне и это важно».
И действительно, рукописные листовки, сообщавшие, что Сталинград не пал, вселяли веру в хуторян, давали надежду, а комендант Фридрих Гук потерял покой, грозился «сжечь дотла мятежный хутор, если… не будут пойманы «красные бандиты»». Поначалу он не допускал мысли, что «бандиты» - мальчишки, на которых не обращали внимания.
Конечно, не знакомый с правилами конспирации «босоногий гарнизон» Аксена не смог бы противостоять опытному врагу без руководства и помощи взрослых. А тут еще предательство Ивана Махина, не выдержавшего пыток. Но имеем ли мы право обвинять ребенка, которому только одиннадцать лет? Сможем ли мы сами вынести пытки и издевательства? Скажу честно: «У меня нет ответов на эти вопросы».
4 ноября 1942 года 17 человек из отряда Аксена Тимонина были схвачены, а через трое суток после пыток 10 ребят расстреляли на глазах хуторян. Я словно наяву вижу ребят, брошенных в машину для перевозки мяса. Страшно ожидать вызова на допрос, видеть искалеченных пытками товарищей. Страшно умирать молодым… Но еще страшнее показать свой страх, свою слабость друзьям. Я словно слышу слова Аксена, обращенные к другу: «Боятся они нас, потому и зверствуют. Запугать хотят. Чего ж ты плачешь, раз тебя боятся? Смелее будь». Удивительно, но даже в этой безвыходной ситуации мальчишки думают не о себе. Они добровольно отказываются от побега, так как цена за спасение – жизнь вербовцев: «…если мы убежим, сожгут весь хутор… Из-за нас сожгут…» Сколько мужества и самопожертвования в поступке юных героев! Это и есть настоящий подвиг, у которого нет «возраста».
Закрыта книга, а боль остается. Дети и война… Какое страшное и несовместимое сочетание! И повесть «Босоногий гарнизон» - страстный призыв писателя ко всем людям, чтобы эти два слова никогда не стояли рядом!
Князькина Елизавета Александровна,17 лет, МОУ «Средняя школа №27 Тракторозаводского района Волгограда» г. Волгоград ,Волгоградская область, Россия.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!