Работала на консервном заводе в Симферополе, телефонисткой на городской телефонной станции. В 1925 году вышла замуж за курсанта кавалерийской школы Илью Федотовича Рядненко, супруги взяли фамилию Октябрьские. В связи с изменением места службы мужа переезжала в разные населённые пункты Украины, избиралась в женские советы частей, окончила курсы медицинской помощи, шофёров, освоила стрельбу из пулемёта. Среди жён командного состава славилась изысканным вкусом в одежде, убранстве жилища, была искусной рукодельницей.
Летом 1940 года, после присоединения Бессарабии к СССР, вместе с мужем, комиссаром 134-го гаубичного артиллерийского полка, Ильей Федотовичем Октябрьским (Рядненко) переехала в Кишинёв - по месту дислокации полка.
На следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, Мария Васильевна Октябрьская вместе с сестрой и другими членами семей красных командиров была эвакуирована и в августе прибыла в Томск, где работала телефонисткой в эвакуированном из Ленинграда артиллерийском училище.
В конце лета 1941 года ей пришла похоронка на мужа. В ней сообщалось, что «полковой комиссар Илья Федотович Октябрьский погиб смертью храбрых 9 августа 1941 года в одном из боёв на Украине». Военком 206-й стрелковой дивизии полковой комиссар И. Ф. Октябрьский был сражён пулемётной очередью, ведя своих бойцов в атаку в одном из боёв под Киевом. Узнав о гибели мужа-фронтовика, Мария Васильевна обратилась в военкомат с просьбой отправить её на фронт, но несколько раз ей отказывали: из-за перенесённой болезни - туберкулёза шейного позвонка - и уже немолодого возраста - 36 лет.
Тогда она решила пойти другим путём. В то время в СССР шёл сбор народных средств в фонд обороны. Продав вместе с сестрой все вещи и ценности и несколько месяцев занимаясь вышиванием, она внесла 50 тысяч рублей на строительство танка Т-34.
И обратилась с письмом к Сталину с просьбой позволить ей на вырученные средства купить танк Т-34 и отомстить немцам за убитого ими мужа-танкиста.
Сталин приказал принять Марию Октябрьскую в Ульяновское танковое училище, обучить её, дать ей танк Т-34. С 3 мая 1943 года Мария стала учиться вождению танка в Омском танковом училище, стала первой в стране женщиной механиком-водителем танка, а с октября 1943 года уже сражалась на своём танке на Западном фронте.
В боях у деревни Новое Село Лиозненского района Витебской области 18 ноября 1943 года танк «Боевая подруга» первым ворвался в ряды обороны противника, уничтожил противотанковую пушку и около 30 немецких солдат и офицеров. В этом бою танк был подбит. Несмотря на ранение, Октябрьская ещё двое суток провела в осаждённом танке под огнём противника, пока танк не был эвакуирован, а затем направилась в медсанвзвод.
Командир танкового батальона ставил её экипаж в пример другим:
«Сражайтесь так, как сражаются танкисты «Боевой подруги». Только за сегодняшний день экипаж славной машины уничтожил взвод гитлеровских бандитов».
18 января 1944 года в бою в районе станции Крынки Витебской области Октябрьская своим танком раздавила 3 пулемётные точки и до 20 солдат и офицеров противника. Снарядом у танка «Боевая подруга» был разбит левый ленивец. Механик Октябрьская принялась под огнём противника устранять повреждения, но осколок разорвавшейся поблизости мины тяжело ранил её в глаз.
В полевом госпитале ей сделали операцию, а потом на самолёте доставили во фронтовой госпиталь в Смоленске. Состояние здоровья ухудшалось, так как осколок, пробив глаз, коснулся большого полушария мозга. Октябрьскую посетил член военного совета фронта Мехлис, который отдал распоряжение по отправке её в Москву. Последним её посетил майор Топок, приехавший вручить ей орден Отечественной войны I степени, а также подарки и письма от однополчан.
Из писем однополчан:
«Здравствуйте, наша мама Мария Васильевна! Желаем вам самого скорого выздоровления. Мы глубоко верим, что наша «Боевая Подруга» дойдет до Берлина. За ваше ранение мы будем беспощадно мстить врагу. Через час уходим в бой. Обнимаем вас все. Привет вам шлет наша «Боевая Подруга».
15 марта 1944 года Мария Васильевна Октябрьская скончалась во фронтовом госпитале в Смоленске. Там же с воинскими почестями она и была похоронена в Сквере Памяти Героев в Смоленске.
Танк «Боевая подруга» оставался в строю до Победы. Новый экипаж сменил три сгоревшие машины и на четвертой дошел до Балтийского моря у Кенигсберга. На каждой новой машине в память о погибшей героине, танкисты четко выводили слова «Боевая подруга».
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!