У каждого из нас или отцы воевали, или деды, родственники пережили оккупацию или эвакуацию, и память ваша сохранила самые яркие из их воспоминаний о тех годах. Или кто-то просто в купе поезда услышал необычную историю, произошедшую во время Великой Отечественной войны.
История та могла быть драматичной, а могла быть и комичной, наконец, это могла быть история о любви, почему нет – война жанры не выбирает...
Малолетков Михаил Александрович
Из воспоминаний Малолеткова Михаила Александровича…
Я родился 17 ноября 1926 года в крестьянской семье села (слободы) Черемуховой Новошешминского района. Мой отец имел четырехлетнее образование земской школы. В селе в это время с таким образованием людей было очень мало, поэтому отец считался образованным человеком. В Черемуховском сельпо он работал председателем, и мы, дети, очень редко видели его дома.Хорошо помню, как у нас во дворе стояла телега, а к ней была привязана белая лошадь по кличке - Сивуха. Она была очень тощая.
Опустив голову внутрь телеги, она стояла всегда тихо, спокойно. Чем она питалась, не знаю, т.к. в телеге , не было ни сена, ни соломы. Вскоре ее сдали в только что создавшийся колхоз под названием «Моссовет».
В семье нас, детей, было уже двое. Старше меня на один год был брат Алеша. Когда мама уходила на работу, она отводила нас в детский сад. Там нас хорошо кормили три раза в день, но нам там почему-то не нравилось, поэтому сразу после завтрака мы убегали домой.
В 1934 году я пошел в первый класс. К этому времени наш отец работал в школе учителем начальных классов. Специального школьного здания не было, т.к. земская школа сгорела в 1931 году, поэтому все классы занимались в отдельных домах, брошенных во время революции богатыми сельчанами.
В 1937 году в Черемуховой была построена большая двухэтажная кирпичная школа, где и разместились все классы.
В 1931-1932 году в колхозе появился первый трактор «Фордзон», на него смотрели как на чудо. Трактор этот принадлежал совхозу «Красный Октябрь». А летом 1933 года перед самым началом жатвы из Новошешминской МТС (машинно-тракторная станция) к нам прислали комбайн, который тащил трактор.
Когда комбайн вывели на поле для пробной жатвы, собралось все село, старики смотрели на эту гигантскую машину, удивлялись и спрашивали друг друга со смехом: не может ли эта машина сразу молоть зерно и печь хлеб?
Вскоре и в нашем селе была создана своя МТС. Появились машины, тракторы, другая техника, и наш колхоз «Моссовет» стал одним из крупных и богатых хозяйств района.В хорошие урожайные годы на трудодни выдавали много зерна. Особенно много зерна получали трактористы, комбайнеры, доярки и другие работники, заработанный хлеб развозили по домам красные обозы, т.к. на подводах устанавливали красные флаги. В нашем колхозе было восемь полевых бригад, своя молочнотоварная ферма, свиноферма, овцеферма, птицеферма. Свой маслозавод, маслобойня, водяная, паровая, ветряная мельницы и локомобиль. Так поднималось из разрухи сельское хозяйство огромной страны. Семья наша тоже росла - к началу войны в семье уже было восемь детей.
Где-то в начале 1941 года в связи с обострившейся международной обстановкой, Правительство СССР приняло постановление о создании авиационных школ по подготовке специалистов для авиации. Набор учащихся производился с Семиклассным образованием.
Наши родители решили отдать нас в такую спецшколу, которая создавалась в г. Казани. Мы с братом Алексеем учились в седьмом классе и весной 1941 года должны были закончить семилетку.
В конце тридцатых - начале сороковых годов в воздухе пахло грозой, в Европе уже бушевал пожар войны. Мы, мальчишки, воспитанные в духе высокого патриотизма и любви к своей Родине, слушая сообщения радио и информацию в газетах, собирались иногда около конторы МТС, где был установлен радио-динамик «черная тарелка», и обсуждали события на Дальнем Востоке, Халкин-Голе, озере Хасан и в Европе. Очень тревожное было время.
20 июня 1941 года мы с братом Алексеем сдали последние экзамены за семь классов, собрали все требуемые для поступления документы и 22 июня рано утром вышли из Черемухи в Новошешминский Райвоенкомат для сдачи документов. Нас там приняли, направили в фотографию и после принятия всех документов отпустили, объяснив, что вызовут для отправки.
Все это происходило в первой половине дня 22 июня. Военкомат работал в обычном режиме, как и все районные учреждения. Довольные успешным завершением процедуры приема документов, мы радостные и счастливые возвращались домой.
Войдя в село, мы обратили внимание на то, что около сельсовета стояли трактора, автомашины, а около них хлопотали трактористы и собравшиеся люди. Мы еще не могли понять, что случилось? У громкоговорителя стояла большая толпа и слушала выступление В.М.Молотова о том, что в ночь на 22 июня в четыре часа утра фашистская Германия вероломно, нарушив договор о ненападении, вторглась в пределы нашей Родины. Жестокие бои идут в пограничных районах по всей огромной границе, от Черного моря до Северного ледовитого океана.
Дома родители сидели за столом и тоже вели разговор об этой страшной новости. Было понятно, что о поступлении в спецшколу вопрос отложен. Отец нам сказал:
«В самое ближайшее время меня призовут. Вы, самые старшие, должны оставаться дома». Алексея отец устроил в колхозные ремонтные мастерские, где ремонтировали колхозные сельхозмашины (жнейки, лобогрейки, молотилки, сеялки, веялки, плуги, борона и другой инвентарь). Я пока оставался дома.
...Очень хорошо помню, какой небывалый урожай был в 1941 году. Пшеница и рожь стояли выше человеческого роста. Такого урожая за всю свою жизнь я больше никогда и нигде не видел. К великому сожалению, этот богатейший урожай весь собрать не удалось, т.к. основная масса тракторов была мобилизована на фронт. Помню, ,как в конце июня и начале июля мы почти всей семьей выходили жать рожь серпами и вязать снопы.
Все село притихло. Редко было слышно гармошку и задорные девичьи припевы по вечерам и до поздней ночи, как это было недавно. Почти ежедневно отправлялись в военкомат очередные партии призывников, их провожали всем селом на выезд, в сторону Новошешминска.
Шел второй год войны, с фронта продолжали поступать удручающие сводки.
А в деревне продолжали трудиться женщины, подростки и старики. В городах на промышленных предприятиях за станки встали, также как и в деревне, женщины, подростки, ребята и девчата.
Летом после окончания восьмого класса, я как обычно работал в колхозе, заготавливал на зиму солому для скота, дрова. С продуктами было очень трудно, спасением была картошка, овощи и молоко. Хорошо что, хоть и с большим трудом, но мы держали корову и несколько овец. На заработанные трудодни практически ни зерна и никаких других продуктов не давали – всё части, воевал на одном участке прибалтийского фронта, где воевал и наш отец, погиб он в Прибалтике в конце войны.
Весной 1943 года я закончил девять классов. Сразу же после окончания занятий нас всех, ребят девятого класса, через военкомат призвали на военные сборы. Лагерь был разбит, видимо, еще в первый год войны, землянки достаточно хорошо были оборудованы всем необходимым для жилья и учебы.
Сборы продолжались в течение месяца. И в первой половине июля, когда сборы были закончены, мы возвратились домой. Все мои младшие братишки и сестренки были рады моему возвращению. Немного отдохнув, я пошел работать в свою бригаду. Поскольку работа по уборке урожая еще не началась, я ездил в лес в колхозную делянку за дровами для локомобиля и паровой мельницы. Вечером, когда лошадь отдохнет, будет накормлена, напоена, я ездил в лес за дровами для дома.
Для меня и моих школьных товарищей лето 1943 года было последним беззаботным, почти по-детски счастливым. Но лето, как всегда, пролетает быстро. В сентябре я пошел в десятый класс. В ноябре 1943 года начался призыв юношей 1926 года рождения.
Помню хорошо, какой был небывалый в истории России рост рождаемости. К 1926 году страна наша потихоньку выходила из разрухи. Проводимая правительством политика НЭПА принесла свои плоды. Народ стал вставать на ноги. Это и способствовало такому росту рождаемости. Наша огромная колонна призывников из Новошешминска шла медленно, растянувшись километров на десять. Кое-как мы добрались до станции Нурлат. К этому времени на станции все помещения, где можно было разместить призывников, были уже забиты.
Я со своими односельчанами попал в пулеметный батальон. Зима 1943-1944 года была очень холодная. Нас одели в худые, залатанные шинели времен гражданской войны. Такие же залатанные гимнастерки, брюки х/б и нижнее летнее белье, тоже х/б. Старые, грязные шапки-ушанки. На ноги новые ботинки, с портянками и обмотками. Учебная нагрузка с раннего утра до позднего вечера, выдерживать такую нагрузку мог далеко не каждый. Кроме того, в сорокоградусные морозы, часами лежа на стрельбище, тоже далеко не каждый мог выжить. Простудные болячки, которые я получил там, мучают меня до сих пор.
После окончания ВОВ полк был расформирован, и я с товарищем по службе, Малыхиным Иваном, был направлен механиком по вооружению на авиабазу хранения самолетов ИЛ-2, ИЛ-10 при Тамбовском авиаучилище в г. Тамбов. В 1946 году был направлен в Харьковское военно-авиационное училище связи. Окончил училище в 1949 году и был направлен в г. Москву, на узел связи Главного штаба ВВС. В 1951 году - в ГДР, на узел связи В 1953 году, после смерти Сталина, наше соединение перевели из ГДР в СССР, г. Батуми.
В 1954 году, в связи с сокращением штатов, я уволился. В 1955 году поступил на юрфак Казанского университета. В 1956 году в связи с болезнью перевелся в Ташкентский Госуниверситет, который окончил в 1960 году, и поступил на работу в органы МВД Узбекской ССР следователем следственного Управления.
В 1964 году по семейным обстоятельствам уволился из органов и работал юрисконсультом предприятий, преподавателем права в институте. Будучи уже на пенсии, работал преподавателем гражданского права и Гражданского процесса в Чистопольском сельскохозяйственном техникуме. В настоящее время не работаю, веду активный образ жизни.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!