ПЛ «Щ-216» являлась единственной подводной лодкой на Черном море из девяти подводных лодок типа X-бис серии (4 на Балтийском и 4 на Тихоокеанском флоте). «Щ-216» заложена 23 июля 1939 года на заводе № 200 в Николаеве под стапельным № 1085 и спущена на воду 30 мая 1940 года.
3 июля 1941 года прибыла в Севастополь и 17 августа вступила встрой. 20 декабря 1941 года официально вошла в состав Черноморского флота.
За годы Великой Отечественной войны «Щ-216» выполнила 14 боевых походов, в которых провела 299 суток и один транспортный поход в Севастополь (3 суток), совершила 5 торпедных атак, в которых одно судно потопила и ещё одно повредила.
Командиры:
с 2.11.1939 по 21.11.1940 - И. И. Касьяненко;
с 21.11.1940 по 1.02.1941 - А. В. Девятко
с 1.02.1941 по 10.02.1944 - Г. Е. Карбовский
Карьера: 22.6.1941–17.8.1942: Отд. дивизион подводных лодок ЧФ.
17.8.1941–10.8.1942: 4-й Дивизион ЧФ.
10.8.1942 – 2.1944: 2-й Дивизион ЧФ.
В свой последний поход «Щ-216» вышла 6 февраля 1944-го. (Карбовский в этом походе был исполняющим должность командира корабля). Путь лежал к мысу Тарханкут. 10 февраля в зоне видимости субмарины оказался очередной конвой – два транспорта и корабли охранения. Из надводного положения «Щука» выпустила четыре торпеды. Две из них попали в цель. Командир субмарины зафиксировал гибель транспорта водоизмещением 4000 тонн (некоторые историки считают, что «Щ-216» потопила немецкий транспорт «Петер», правда, германские архивные документы этого не подтверждают).
Корабли охранения тут же ринулись в атаку мщения. На опустившуюся до глубины 60 метров «Щуку» обрушилось четыре десятка глубинных бомб. Был затоплен один из трюмных отсеков, погиб командир лодки Карбовский и еще шестеро моряков. Отказали дизеля и горизонтальные рули, из поврежденных баков стало вытекать горючее. Шансов на спасение не осталось. Лодка потеряла маневренность, а по оставляемому ей солярно-бензинному следу миноносцы могли легко выследить и добить добычу.
О том, что было дальше, мы можем лишь судить по донесениям немецких кораблей охранения. Примерно в 11.40 обреченная лодка, продув балласт, аварийно всплыла на поверхность.
Из распахнувшегося люка тут же выскочили несколько моряков, бросившихся к орудию. Чтобы снять заглушку и открыть огонь, им понадобилось не более 20 секунд. Сторожевые охотники «Uj 103» и «Uj 106» с двух сторон начали ответную пальбу, но к тому времени моряки успели сделать несколько выстрелов, дважды попав в находящийся всего в 70 метрах румынский тральщик.
На последнем сдетонировала одна из глубинных бомб и команда стала в панике покидать судно. Немецкие катера сделали еще несколько орудийных выстрелов в упор…
Утром 17 февраля примерно в 18 милях юго-западнее мыса Тарханкут в точке 44°36,5' с.ш./ 32°04,4' охотник «Uj-106», проводивший поиск отставшей от конвоя баржи заметил торпедный след, и, проведя маневр уклонения, по данным гидроакустики сбросил в месте предполагаемого нахождения субмарины несколько десятков глубинных бомб. На поверхности воды появилось маслянистое пятно, всплыли лакированные деревянные обломки, папиросные пачки, обрывки одежды, книги…
Последняя запись в журнале субмарины сделана в 11 часов 15 минут 17 февраля. Беспристрастно зафиксировав смерть командира «Щ-216» и сложившееся положение, кто-то из моряков размашисто написал: «Врешь – не возьмешь!». Больше лодка на связь не выходила.
Когда истекли все сроки допустимого пребывания подводной лодки в море (по плану должна была покинуть позицию 29.2.1944 и прибыть в Батуми 4.3.1944), появился приказ командира БПЛ ЧФ контр-адмирала П. И. Болтунова об исключении «Щ-216» из списков кораблей и о представлении посмертно всего экипажа к награждению орденами Отечественной войны.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!